Получение выкроек деталей в течение многих веков осуществлялось муляжным методом без каких-либо расчетов, путем объемного макетирования одежды из куска ткани на фигуре человека. При всей простоте этого метода он являлся трудоемким, требующим высокой квалификации исполнителя.
С развитием производства готовой одежды потребовался новый подход к процессу кроя. В 1818 году лондонский закройщик француз Мишель изобрел первую систему кроя. При построении чертежа автор делил половину обхвата груди на равные части – по 1/3 для ширины спинки, проймы и переда. Далее в каждом прямоугольнике проводились графические построения приближенных разверток деталей одежды. Предложенный метод получил название «система трети», или «Дриттель». Такой метод позволял создавать однородность покроя одежды для различных размеров. Это была первая «сетка» для графических построений чертежа конструкции одежды.
Уже в 1820-е годы появляются первые бумажные выкройки, которые выпускала фирма Mrs. Smith в Лондоне, а затем фирма Madame la Poulli во Франции. Они были редкостью, и получить их было можно только через заказчиц, выписывающих туалеты из европейских столиц. С 1850 года бумажные выкройки стали публиковаться в качестве приложения к журналу World Fashion. С 1863 года выкройки стали доступны широкому кругу желающих. Американская фирма Butterick выпускала выкройки различных фасонов, и каждый – нескольких размеров.
Усовершенствование первого метода кроя привело к созданию клеточной системы кроя. В этой системе каждый прямоугольник из трех дополнительно разбивали еще на 6 частей. Разделив исходный рисунок на клетки с одинаковой стороной, можно пропорционально увеличивать или уменьшать этот рисунок.
В 1831 году с введением во Франции метрической системы мер была создана масштабная сантиметровая система кроя «Компейн». Приняв 48 размер за основной, можно было пропорционально увеличивать или уменьшать данные измерений фигур всех остальных размеров. Чертежи конструкций строились с помощью масштабной ленты с ценой деления 1/48 от Сг (полуобхват груди). Таким образом, цена деления была пропорциональна размеру фигуры. Но эта система не учитывала размеров других участков фигуры, например, длину до талии, глубину проймы.
Эти методы давали приемлемые результаты только для условно-типовых фигур. А для фигур с отклонениями изготовление выкроек требовало многочисленных примерок и переделок. Наибольшее распространение в дальнейшем получили координатная система братьев Левитанус и система Ленгриджа. Эти системы не требовали сложных расчетов и предусматривали построение чертежа по отдельным точкам в прямоугольной системе координат.
В 1841 году в Париже знаменитый портной А. Лавинь основал школу кроя «Гер-Лавинь» с мастерской. Впоследствии эта фирма превратилась в знаменитую школу моды Esmod.
В 1847 он придумывает мягкую сантиметровую ленту и начинает печатать буклеты со своим уникальным методом кроя. На Международной выставке в 1849 году он демонстрирует еще одно свое изобретение – бюст-манекен.
В середине XIX века Михаэль Мюллер/Michael Müller (Германия) разработал тригонометрическую систему кроя M.Müller&Sohn, содержавшую наибольшее количество измерений, в том числе дуговых. Это была одна из самых перспективных методик того времени. С многочисленными изменениями эта система успешно применяется по сей день.
Усовершенствование перечисленных нами систем конструирования способствовало получению более точных методов создания «развертки» тела человека. Их основы стали базовой частью интеллекта современных компьютерных систем проектирования (САПР) одежды.
|